bisey: (Default)
[personal profile] bisey
Продолжаю высказываться по поводу прочитанных за последнее время книг - и, кажется, круг чтения мне пора менять. Да сами посмотрите, что попалось:

Марик Лернер «Цель неизвестна»
Попадалово, но интересно разве что «реципиентом». Нашего современника угораздило оказаться в теле… Михаила Васильевича Ломоносова. Ну, разумеется, шустрый попаданец воспользовался ситуацией на всю катушку: он и медик (внедрил оспопрививание намного раньше, плюс сагитировал местного специалиста заняться исследованиями в области микробиологии – короче, Луи Пастеру в этой реальности ничего не светило), и поэт («ограбить» Пушкина, Лермонтова, Крылова – раз плюнуть), и военный, и финансист, и политик… В общем, «хорошела Русь да куражилась» под его руководством.
Мой вердикт: читать можно, но сильно на любителя. Это не «Граф Читтано» даже и близко.

Константин Калбазов «Бульдог»
Попадалово в тело Петра II, чудом выжившего после заражения оспой. Надо отметить, что попадание уже очередное: у Величко уже был цикл «Наследник Петра» – правда, там несчастного Петра Алексеевича ушлые дяди из спецлаборатории подменяют агентом-подростком. У Калбазова хотя бы Пётр остаётся Петром – пусть даже и с подсевшей в тело второй душой нашего современника, временами дающей полезные советы - и вообще влияющей на характер императора. Никаких тебе револьверов, ноутбуков и инструкций. С другой стороны, разухабистый стиль Величко читается куда лучше.

Мой вердикт: тоже сугубо на любителя жанра. Просто человеку со стороны не порекомендую.

На этом с попаданцами, которые, прошу прощения за каламбур, попались мне в последние месяцы в изрядном количестве, можно и закончить. Описывать ещё пару-тройку циклов (а кто нонеча попадалово в объёме меньше дилогии пишет?) словами: «Наш современник попал туда-то, и у него появились деньги, дом в Чикаго, много женщин и машин…» – и мне лениво, и вам, я полагаю, малоинтересно.
Упомяну разве что Дема Михайлова с его мистическим «частичным попаданцем» в фэнтезийный мир (частичным – потому что память нашего современника до конца не просыпается, порох и напалм он не выдумывает, штамповку доспехов в гномьих кузнях не налаживает… да чего там – этот лентяй даже Высоцкого на всеобщем языке не перепевает!). Цикл «Изгой» примерно до третьей книги мне нравился – несмотря на любовь автора к кровавостям и постоянное убийство детей. Однако дальше начала напрягать и изрядная нелогичность мира – и манера автора «размазывать кашу по столу». Семь книг про молодого барона, за убийство королевского бастарда сосланного вместе со своими людьми в смертельно опасные Дикие Земли, я ещё одолел (правда, последние четыре – исключительно из желания узнать, чем вся эта бодяга закончится), но если появится восьмая – читать уже не стану.
… В общем, едем дальше.

Алексей Пехов «Ловцы удачи»
Вот тут без дураков уже – довольно интересная книга. Этакое «аэротехнофэнтези» про мир, где корабли летают на силе пойманных демонов, стреколёты обмениваются очередями огнеос, а пираты идут на абордаж на высоте пары-тройки тысяч метров.
Главный герой – эльф из высокого рода (как-никак – двоюродный брат правительницы Леса) и командир элитной эскадрильи. Однако так вышло, что, не желая исполнять преступный приказ и провоцировать очередную бессмысленную войну между эльфами и орками, герой предпочёл стать дезертиром и мятежником. Он послал всё в Изнанку к демонам и свалил куда подальше. Вот только по воле обстоятельств планы пришлось немного изменить, и вместо страны тёмных эльфов, где герой намеревался осесть, его занесло на тропический архипелаг. Власть губернатора там слаба, между островами носятся целые пиратские флотилии – и потому для пилота экстра-класса всегда есть работа. Хотя бы… развозить почту. Пусть даже и немного с контрабандой, за которую вполне могут повесить, если поймают. Пусть даже в кресле штурмана – орк. И пусть даже вокруг творятся странные дела, связанные с загадочным артефактом, тёмными колдунами-рептилоидами и вольным отрядом одного из знаменитых капитанов…
Неплохой язык, оригинальный мир – и что для меня самое главное, завершённый сюжет. Про приключения лихих воздушных почтальонов можно писать и далее (и вроде бы у Пехова есть как минимум ещё одна книга про них, только я пока не читал), можно устроить салют из не выстреливших «ружей Чехова» – но в книге есть нормальные завязка, кульминация и развязка. По нынешним графоманским временам это дорогого стоит.

Мой вердикт: читать можно. Нужно ли - решать читателю.


Евгений Лукин «Педагогическая поэма второго порядка»
Ну, Лукин есть Лукин – как обычно, на первом плане – куча хохмочек… а в глубине – весьма серьёзные мысли.
Не могу удержаться от цитат:

«Савелий Павлович кашлянул.
— Простите… А вы кто?..
— По игре или по жизни?
— М-м… — Савелий Павлович растерялся.
— По игре Ослябя, — видя его замешательство, представился ратник. — По жизни иеродиакон Илиодор. В миру Василий.
— Да что ж у вас имен так много? — подивился педагог.
— Одно для Бога… — степенным баском отвечал Ослябя-Илиодор-Василий. — Другое для людей. Третье по игре…
— Как же к вам обращаться?
— Зовите Аскольдом.
— А Ослябя?
— Ослябя я только сегодня, — пояснил могучий инок. — Постоянное имя — Аскольд.»


… Многострадальная Сусловская область, одно из образовавшихся суверенных государств. Власти, как водится, в очередной раз обеспокоились нравственным здоровьем молодёжи – и на роль отравителя оного здоровья назначены ролевики и реконструкторы. И правильно – а то ишь чаво удумали-то:

«Не далее как прошлым летом ваши разлюбезные ролевики высадились на Верблюжьем, переназвали его Утопией, чуть было коммунизм не построили!»

Вот только оказывается, что борьба с ролевиками – это тоже ролевая игра, только «второго порядка» – в смысле, организованная мастером, но с участниками-«цивилами», которые оказались втянуты в сюжет случайно и не всегда сами знают, что участвуют в игре… А тем временем ролевые игры распространяются: перед выборами проводится кабинетка, где отыгрывали роли кандидатов, избиркома, наблюдателей и т. д. и т. п. – причём с полным вдохновением. И вообще:

«Точно так же, как убежденный атеист, повсюду, куда бы он ни посмотрел, видит отсутствие Бога, Савелий Павлович после избирательной мистерии в спортзале везде и во всем подозревал игру. На улице, в общественном транспорте, на педсовете, в классе он ловил себя на том, что упорно пытается определить, у кого какая легенда, кто тут мастерский (с несложным заданием), кто дивный (заигравшийся до утраты ориентации), кто орченок (напросившийся на отрицательную роль)…»

В итоге ролевое движение – побеждает. В школах теперь висят уголки «Юного хоббита», на ролёвки призывают («Приписную квэнту брать?»), а классику, непригодную для использования в качестве основы для ролевых игр, вывели из школьной программы и даже слегонца запретили… Вот только и это – тоже игра в игре про игру:

«— Та-ак… А сколько уровней всего?
— Откуда ж мне знать! — искренне удивился Петр Маркелович. — Я ж не Господь Бог, я всего лишь замминистра»


Мой вердикт: читать не просто можно, а нужно.

Page generated Jan. 25th, 2026 10:33 am
Powered by Dreamwidth Studios