bisey: (Default)
[personal profile] bisey
Благодаря любезности искренне уважаемой мной Серой Коалы, ко мне в руки попало обвинительное заключение по делу «Пусси Райот». Честно скажу – читать было трудновато: как ни как – почти 100 машинописных страниц (и я два дня возился, просто переводя посты в ЖЖ адвоката в удобочитаемый текст). Но, тем не менее, я прочёл документ – и вот моё (глубоко субъективное!) мнение по поводу предъявленного обвинения.
Я искренне старался подойти к анализу sine ira et studio. Удалось ли мне забыть о том, что я атеист, антиклерикал, но при этом терпеть не могу группу "Война" и "Пусси Райот" - судить читателям.


Итак, обвиняются:
1) Толоконникова Надежда Андреевна
2) Самуцевич Екатерина Станиславовна
3) Алехина Мария Владимировна (почему-то в выложенном тексте только в отношении неё указана дата рождения – к чему бы это? Впрочем, текст вообще пестрит купюрами, что для открытого процесса, мягко скажем, странно)

Обвиняется вся эта весьма, мягко скажем, несвятая троица в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 213 УК РФ, а именно в совершении хулиганства, то есть грубого нарушение общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу, совершенного по мотивам религиозной ненависти и вражды и по мотивам ненависти в отношении какой-либо социальной группы. Ч. 2 же предусматривает дополнительно такие квалифицирующие признаки, как совершение преступления по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка.

А теперь посмотрим, что из этого всего доказывается в тексте обвинительного заключения:

1) Грубое нарушение общественного порядка и явное неуважение к обществу – есть такое. Исходя из показаний потерпевших, обвиняемые (ныне подсудимые), несмотря на все попытки их остановить и призывы прекратить свои действия, проникли на солею, куда допускается только духовенство. Попутно замечу, что каждая организация, законно владеющая или пользующаяся помещением, вправе устанавливать в нём свой режим доступа (попробуйте в ближайшем магазине зайти в дверь с надписью «Служебное помещение»: в лучшем случае первый же сотрудник у вас поинтересуется, что вы тут забыли, в худшем – вас оттуда вышвырнет охрана); так что РПЦ, которая какая ни есть, а организация, тоже вправе устанавливать, где в их храмах может находиться любой желающий, а куда есть доступ только «персоналу». Сведения о таких местах общедоступны (даже я, атеист, их знаю); но даже если обвиняемые их не знали – то мгновенно получили бы сведения от любого присутствующего в храме. Согласно же постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 года №45, «явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним».
Ладно, чёрт с ними, с нормами РПЦ относительно места нахождения мирянина в храме (во время торжественной церемонии объединения РПЦ и РПЦЗ Путин, поздравляя иерархов, тоже толкал речь с амвона – однако до сих пор что-то никто ему обвинений в хулиганстве не предъявлял; Киркоров во время крещения ребёнка от полноты чувств тоже туда залез – его всего лишь пожурили) и одежды – достаточно уже одного громкого пения и плясок. Попробуйте спеть и сплясать хотя бы в библиотеке – вас оттуда мигом выведут, чтоб не мешали читателям. А ведь норма относительно соблюдения тишины в библиотеке – это такая же внутренняя норма, как и правила Церкви.

2) Квалифицирующие признаки:
– группа лиц – доказано самим фактом задержания троих (плюс в материалах упоминаются некие «неустановленные лица»);
– предварительный сговор – доказано протоколами обыска, в ходе которого были обнаружены черновики текста песни с внесёнными правками, аудиофайлы с записями вокала, партий гитары и прочего, использованные для сведения в одну аудиозапись. Собственно, даже сами участники акции предварительной договорённости не отрицают (да и глупо было бы отрицать: мол, мы случайно собрались компанией, а потом вдруг всем в голову стукнуло – а устроим-ка мы панк-молебен! Такая версия даже не смешна);
- сопротивление представителю власти или иному лицу, пресекающему нарушение – доказано показаниями, из которых следует, что как минимум охраннику сопротивление оказывалось.

А вот что касается религиозной ненависти и вражды и ненависти в отношении какой-либо социальной группы – тут уже сложнее. То же самое постановление Пленума Верховного Суда РФ однозначно утверждает, что субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 213 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Переводя с юридического на человеческий: хулиган должен именно желать проявить религиозную ненависть или ненависть к какой-то социальной группе (та-а-ак… кто тут Пелевина вспомнил с социальной группой «ебучие пидарасы»?).

Умысел в уголовном праве – вещь вообще архиважная: одни и те же на первый взгляд действия сплошь и рядом квалифицируются по разным статьям и влекут разное наказание. Достаточно вспомнить, к примеру, ст. 105 и 111 ч. 4, ст. 158 и 166 УК РФ. Собственно, именно об этом говорит п. 2 ч. 1 ст. 73 УПК РФ – при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы.

То есть для квалификации деяния требуется доказать наличие:
1)религиозной ненависти,
2) религиозной вражды,
3) ненависти в отношении какой-либо социальной группы,
4) вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Да, взобравшись на солею «в непотребном виде» и устроив пение с плясками у Царских Врат, «пуськи», с точки зрения православного, осквернили храм. Однако само по себе осквернение почитаемых предметов, знаков или эмблем – это, увы, никак не тянет на проявление религиозной ненависти или вражды. Это совсем другая статья, и даже не из Уголовного кодекса – это ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». И наказание тут – не семь лет лишения свободы, а всего лишь штраф до тысячи рублей.

Ненависть и/или вражда в отношении социальной группы (очевидно, верующих христиан)? Ну это тоже надо доказать. И увы, понесённые потерпевшими моральные страдания тут ничего не значат: за это они вполне могли бы подать к «пуськам» иск в порядке гражданского судопроизводства – и однозначно бы дело выиграли (я сам бы взялся его вести – там адвокату или юристу-представителю вообще, считай, работы практически никакой, знай поддакивай потерпевшим).

Читая обвинительное заключение, я пытаюсь играть исключительно «по юридическим правилам». Однако здесь вынужден слегка выйти за их рамки: я, как, наверно, и все читающие, слышал ту песенку, которую исполняли в храме (и которую потом все потерпевшие вспоминали исключительно в интернете – на месте преступления они её не запомнили). Так вот, с моей точки зрения, вражда и ненависть там выражалась – но исключительно к иерархам Церкви (в частности, патриарху) и лично к Путину. Да, собственно, выражать религиозную вражду и при этом обращаться к Богородице – как-то, мягко скажем, странновато… равно как и петь про патриарха: «Лучше бы в Бога, сука, верил». Больше того, исходя из собственных слов потерпевших, религиозная ненависть испытали… как раз сами потерпевшие (впрочем, поскольку законов они не нарушали и действовали исключительно корректно, их чувства – это их личное дело. А оснований испытывать ненависть у них было более чем достаточно, и осуждать я их не собираюсь: если бы те же «Пусси Райот» устроили пляски, скажем, в мавзолее Ленина, я, как сочувствующий идеям коммунизма, тоже почувствовал себя оскорблённым).

Но вернёмся к нашим баранам (точнее – трём овцам; выразился бы и покрепче, да стараюсь без надобности в своём журнале не материться). В обвинительном заключении много и подробно описывается, какие именно действия совершили обвиняемые, и какие именно моральные страдания испытали потерпевшие. Но практически нигде не раскрывается их умысел – а, повторюсь, умысел тут должен быть прямой: даже косвенный в духе «Мы сделаем, что хотим, и пофиг, как на это отреагируют окружающие» тут уже неприменим. Собственно, сами «пуськи» наличие религиозной вражды или ненависти, равно как и вражды или ненависти к христианам ни разу не признавали. Единственное тут доказательство – это заключение комплексной психолого-лингвистической экспертизы (т. 6 л.д. 315-335), но она, честно говоря, вызывает у меня большие сомнения в своей непредвзятости. Собственно, один из членов экспертной комиссии в своих показаниях сам признаёт, что «в своем комментарии участницы «Pussy Riot» (Пусси Райот), объясняя цель осуществленных ими противоправных действий, указывают, что они против сращивания церкви с властью, против РПЦ, против Путина В.В., а Храм Христа Спасителя, является офисом РПЦ, и ими не рассматривается как святое место, оценивается ими как «Срам Христа Спасителя» (словосочетание само по себе кощунственное)». Однако напоминаю, что РПЦ не является единственной православной Церковью, следовательно, протест против неё как организации не может рассматриваться как религиозная ненависть. Более того, сходную позицию занимает даже Верховный Суд РФ: «Критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды» (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. №11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»). Конечно же, аналогия по уголовным делам – вещь, мягко говоря, шаткая, и коллеги-юристы имеют полное право закидать меня тапками, однако считаю, что здесь она применима. Тем более, что есть уже информация о том, что всех этих трижды взятых «пусек» уже до кучи собираются обвинить и в экстремизме (разумеется, отдельным производством).

Подытожу:
1) Я считаю, что в обвинительном заключении состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 213 УК РФ не доказан из-за неполной доказательной базы, касающейся субъективной стороны преступления (а именно наличия прямого умысла).
2) Я считаю, что исходя из имеющихся доказательств полностью доказано наличие состава как минимум одного административного правонарушения, а именно ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ. Вопрос о наличии других правонарушений я пока не рассматриваю, хотя подозреваю, что можно найти и ещё что-то.
3) Я считаю, что полностью доказано причинение морального вреда всем православным верующим, присутствовавшим при акции.

Ну а теперь поглядим, что скажет суд.
Page 1 of 7 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>

Date: 2012-08-16 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] nadiayar.livejournal.com
во время торжественной церемонии объединения РПЦ и РПЦЗ Путин, поздравляя иерархов, тоже толкал речь с амвона – однако до сих пор что-то никто ему обвинений в хулиганстве не предъявлял; Киркоров во время крещения ребёнка от полноты чувств тоже туда залез – его всего лишь пожурили

Путина и Киркорова туда _пригласили_.

Вы, как и обвинение, КМК, упустили одну важнейшую вещь. Речь идёт не только и не столько о религиозной ненависти, сколько о _разжигании идеологической ненависти_ в сверхкрупных масштабах, для чего было совершено крупное организованное хулиганство. Впрочем, Вы и не брались определять, по какой статье их _надо_ обвинять, Вы только брались оценивать обвинительное заключение.

Я с Вашей оценкой не согласна. Я не юрист, но по ходу службы, да и ранее, имела и имею дело с массой юридических бумаг, статей и формулировок и примерно знаю, как это работает. Со стороны совершенно очевидно, что хулиганки должны пройти по статье 213 УК РФ: (вторая часть, организованное крупное хулиганство) - и, возможно, статье 282 - разжигание идеологической ненависти. В статье нет слова "идеологический", но она так сформулирована, что по буквальному смыслу обвинение пройдёт:

"Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, -"

То есть возбуждение ненависти либо вражды _не обязательно должно быть по перечисленным признакам_! Достаточно того, что оно имело место как таковое. В данном случае имело. Можно применять статью. Не знаю, плюсуются ли в российской практике сроки; если да, то этому хулиганью положено лет по десять.

Статья 213

Date: 2012-08-16 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] nadiayar.livejournal.com
Вот она целиком:

Статья 213. Хулиганство

[Уголовный кодекс РФ] [Глава 24] [Статья 213]
1. Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное:

а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, -

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, -

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.


Стопроцентно оно, стопроцентно. "По мотивам политической, идеологической (...) ненависти" - в самую точку. И организованно, и в очень крупном масштабе (центральный храм страны). Вторая часть, на полную катушку.

Date: 2012-08-16 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] nadiayar.livejournal.com
А меня не удивит. Могут дать срок имеющейся отсидки плюс пара месяцев, и гуляй Вася.

О разжигании вражды: http://bisey.livejournal.com/215946.html?thread=2723978#t2723978

Им ведь удалось мощно разжечь вражду, согласитесь. Вы сами отметили, каковы реакции - плюс реакции на реакции. "Хорошее, годное" разжигание вражды и ненависти; хорошо бы они за это ответили.

Date: 2012-08-16 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] grey-koala.livejournal.com
То есть им должны присудить штраф в тысячу рублей. Я правильно понимаю?
(без подэтосамого спрашиваю, просто хочу понять, на что тянет эта административка)
Да, кстати, обвинительное заключение мне просто встретилось во фленте, я его специально не искала, так что никакой моей заслуги тут нет:).

Date: 2012-08-16 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] nadiayar.livejournal.com
Они в этом сами признались. Всё в их словах и тексте их выступления. Нельзя сказать "Лучше бы в Бога, сука, верил" в данном контексте без ненависти. Под это не подкопаешься. Суды не призваны читать мысли, они призваны читать текст или слушать запись.

Date: 2012-08-16 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] adrelian-gerd.livejournal.com
Два вопроса:

1) Какой линии придерживается защита, не в курсе?
2) Не юридически, а "по совести" ты как всё это расцениваешь?

Date: 2012-08-16 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] adrelian-gerd.livejournal.com
А как тут вообще доказать умысел? Ну, кроме прямого признания.

Date: 2012-08-16 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] nadiayar.livejournal.com
А в статье не говорится о целях. Там сказано:

"Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное (...) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, -"

Эта ненависть доказана прямым текстом собственных слов обвиняемых.

Date: 2012-08-16 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] nadiayar.livejournal.com
Почитала.

2. Исходя из положений примечания 2 к статье 282 [1] УК РФ к числу преступлений экстремистской направленности относятся преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (например, статьями 280, 282, 282 [1] , 282 [2] УК РФ, пунктом "л" части 2 статьи 105, пунктом "е" части 2 статьи 111, пунктом "б" части 1 статьи 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание.

Тут ещё целый букет статей:)

Date: 2012-08-16 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] nadiayar.livejournal.com
Так это не критика организаций. Организацию не критикуют в таких формулировках. Это именно ненависть, выраженная средствами языка. Патриарх же не как частное лицо подвергся нападкам.

И это только одна строка текста, есть и другие. Текст же единое целое, как и всё хулиганство. Оно включает всё со стадии планирования до вероятных (и неизбежных) последствий. Невозможно добросовестно поверить, что хулиганьё не понимало, какая будет реакция на их хулиганство. Оно понимало - и именно этой реакции добивалось. Массивных выбросов взаимной ненависти. Полагаете, суд вправе игнорировать этот очевидный расклад?

Понимаете, я не православная. По православным понятиям я еретичка, меня нельзя пускать в православный храм, и ничего хорошего я по этому поводу сказать не могу. Могли бы правила и сменить. (Впрочем, попы в основном добрые и умные и просто их игнорируют, слава Богу.) Но случай Пусси Райот, по-моему, очевидный.

Date: 2012-08-16 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] nadiayar.livejournal.com
Текст "песни" - всё, что нужно, КМК, чтобы доказать ненависть. Вдобавок, повторюсь, невозможно добросовестно предположить, что разжигание ненависти как итог хулиганской акции не было учтено в планах преступной группы.

Вы подходите к требованию доказать определённый мотив слишком строго; так ведь любой преступник-садист может аргументировать, что его мотивом, когда он, скажем, насиловал арестованного бутылкой, было спасти его от запора, а не унижать и пытать. Согласно Вашему подходу, придётся поверить.

Date: 2012-08-16 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] abax.livejournal.com
а) "Грубое нарушение общественного порядка и явное неуважение к обществу" - я полагаю, нет (http://krotov.info/acts/21/2011/2012_05_28_riot2.htm). "Попутно замечу, что каждая организация, законно владеющая или пользующаяся помещением, вправе устанавливать в нём свой режим доступа" - да, конечно, только нарушение этого режима ни разу не образует преступления, караемого по статье 213.

б) "проникли на солею, куда допускается только духовенство", "взобравшись на солею «в непотребном виде» и устроив пение с плясками у Царских Врат, «пуськи», с точки зрения православного, осквернили храм" - это чистая и беспримесная лапша, которую публике навесило на уши обвинение. Ничего подобного в православных канонах, правилах или обычаях нет.

Date: 2012-08-16 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] nadiayar.livejournal.com
См. http://bisey.livejournal.com/215946.html?thread=2725770#t2725770 и ниже.

Я раз была на заседании немецкого суда. Речь шла о краже. Две бабы пили вместе, а потом одна обвинила другую в том, что та украла у неё какие-то ценности. Вторая не отрицала, что взяла эти ценности, но утверждала, что первая их ей подарила по пьянке. Никаких доказательств не было, слово было против слова. Поверили жалобщице. Такая практика.

***Я так нервно отношусь к этому, потому что в своё время именно проблема с доказательной базой по тоже, вроде бы, абсолютно ясному делу стоила мне погон.

Так, может, с Вами просто несправедливо поступили?
Page 1 of 7 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>

Profile

bisey: (Default)
bisey

December 2018

S M T W T F S
      1
2345678
9 101112131415
16 171819202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 09:59 am
Powered by Dreamwidth Studios